Обо мне

Подписнова Марина Александровна - учитель МБОУ СОШ №54 г. Тула

ЭССЕ

                                                           Эссе
                                   «Моя педагогическая философия»
                       Подписнова          Марина        Александровна,
                    учитель    физики    МБОУ   СОШ  № 54 г. Тулы

В школу нельзя прийти просто так. Она не терпит людей случайных, посредственных и равнодушных. Деятельность учителя должна основываться на твердых убеждениях, принципиальной позиции. В современном, быстро меняющемся мире  это актуально и необходимо. Педагог – это не профессия, это состояние души. Вот основной принцип моей педагогической философии. Моя работа - это труд, великий и порой тяжёлый, требующий самоотверженности, постоянного поиска, открытия. Открытия новых учеников, их потенциала, поиск оригинальных и действенных путей формирования интереса детей к изучению предмета, мотивации в решении учебных задач.
        На протяжении многих лет учащимся знания преподносились в готовом виде.
Это привычно, но не всегда эффективно. Нужно, чтобы в каждом ребёнке зажёгся огонёк  познания, появилось желание мыслить и добывать знания самостоятельно. Очень важно научить человека искать необходимую информацию, сопоставлять факты, делать выводы. Тогда ребята не перестанут учиться всю жизнь, независимо от того, какой род деятельности они выберут. Но как научить учиться? Один из основоположников учения христианской церкви Василий Великий писал:  «Насильственное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостию и веселием входит, крепко западает в души внимающих». Выход прост: нужно давать ученикам возможность самостоятельно искать ответы, почувствовать себя полноценным участником учебного процесса, ощутить собственную значимость и испытать радость открытия и чувство гордости, потому что « получилось!».
      Моя педагогическая задача - сделать изучение такого сложного предмета,  как физика, интересным, доступным и эффективным. Каждый этап урока я строю так, чтобы в нём присутствовал элемент удивления, противоречия, проблемы, открытия. « Не подавай готовое блюдо, а научи, как его готовить»,- основа моей педагогической философии. Потому что главная задача сегодняшней  школы – воспитать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям  современного мира.  С этой точки зрения моя работа - гражданские долг и ответственность. От меня, педагога « сегодня», зависит будущее страны, «завтра» народа. Это не высокие слова - это истина. Моим ученикам предстоит сделать нашу родину сильнее, богаче, красивее. И речь идёт не только о стране вообще, но и о человеке в частности. Дети – это будущие взрослые, от того, насколько успешна и интересна ученическая жизнь ребёнка, зависит его взрослая жизнь, полноценная, с хорошей работой, крепкой семьёй. Я должна помочь «состояться» человеку, я не просто преподаватель, я - Учитель, Воспитатель. Мои ученики, может, и не станут выдающимися инженерами, учёными, но они должны стать настоящими людьми, обладающими всеми качествами высокоморальной личности. Мне дорог каждый ученик, независимо от того, успешен он в изучении физики или нет. Учебные навыки, знания, умения, конечно, важны, но ещё важнее человеческие качества: доброта,  честность, гражданственность, преданность делу, да мало ли ещё!  Воспитать Человека – мой долг и мой успех. Сегодня понятие «успешности» основывается, прежде всего, на материальной составляющей: чем выше доход, тем успешнее человек. Такая подмена понятий противоречит моей и жизненной, и педагогической философии. Когда мои ученики поступают в известнейшие вузы страны (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др.) и с успехом оканчивают их, это и мой успех. Мой успех и в том, что они вырастут просто порядочными людьми.
     Процесс обучения и воспитания непрост. Когда семиклассники впервые приходят на урок, один из вопросов, который они задают, – «Физика – это очень трудный предмет?».  Скорее, это даже не вопрос, а утверждение. «Что вы, это очень интересный предмет! И вы уже многое знаете из физики», - отвечаю я ребятам. И начинается рассказ о физических явлениях, которые уже наблюдали дети: о яркой радуге, о каплях росы, о раскатах летней грозы. Глаза ребят загораются - разве это изучают на уроках физики? Да, и многое другое. Вы узнаете, почему в темноте все кошки серы и бывает ли горячим лёд, отчего при ветре холоднее и почему в мертвом море нельзя утонуть… И вот уже в классе нет равнодушных, все слушают, затаив дыхание. И главное – не оборвать эту нить, которая связала ученика и учителя.  Ребёнок будет тебе доверять, потому что ты – учитель, а значит, поймёшь и поможешь, ребёнок будет тебя уважать, потому что ты – учитель, а значит, много знаешь, умеешь объяснить, научить.
     Педагог просто «мёртв», если он не любит детей. Это основа любой педагогической философии. Но любовь не синоним слова «ласка». Любовь учителя конкретна, деятельна и основана на уважении личности ребёнка, терпимости и толерантности.  Принцип равенства – основа моих педагогических взглядов, и я работаю в образовательном учреждении, которое осуществляет свою деятельность по программе « Школа для всех». Моя задача как учителя – помочь раскрыть потенциал ученика, если он лишен возможности вместе со всеми посещать школу, уметь работать с теми детьми, которые не подходят под определение «обычный», бороться с тем, что мешает любому ребёнку получить качественное образование. Это непросто, но необходимо.  И ещё: воспитывая личность, будь  личностью сам. Будь искренен и честен с  детьми, открыт и откровенен, не бойся признавать свои ошибки, и будь готов учиться сам, в том числе у детей. Меняйся, не будь косным ни в преподавании, ни в общении, не стой на месте, а ищи, ищи  новое в личности ученика, новое в методике. Простой пример: я преподаю физику в спортивном классе, ребята профессионально занимаются баскетболом, и мой  предмет для них пока неглавный. Но… Рассчитать силу удара мяча о щит, найти траекторию его полёта по заданной скорости и углу им уже интересно. С этого и начинается Учение.
       Иногда меня спрашивают: «Зачем? Тебе это надо? После уроков часами решать сложные задачи, читать специальную литературу, смотреть учебные фильмы, искать в Интернет- ресурсах что- то новое, интересное  по предмету…» Да, надо. Потому что это моя жизнь. Педагогика – моя жизнь. Это моя философия…

3 комментария: