Обо мне

Подписнова Марина Александровна - учитель МБОУ СОШ №54 г. Тула

Педагогические технологии

I. Педагогические технологии на основе активизации деятельности
учащихся.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается основным в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

1/1. Игровые технологии.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии. В старшем школьном возрасте основными особенностями является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.

Деловые игры.
Деловая игра используется для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формировании общеучебных материалов, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе я применяю различные модификации деловых игр:
- имитационные;
- операционные;
- ролевые игры;
- деловой театр;
Имитационные игры: на уроке имитируется деятельность какой-либо организации, имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, конференция, беседа) и условия, в которых происходит событие (зал заседаний).
Операционные игры: помогают отрабатывать выполнение конкретных операций, алгоритмов, решение задач.
«Деловой театр»: в нем разрабатываются поведение человека в определенной обстановке. Здесь учащемуся необходимо мобилизировать весь свой опыт, свои знания, суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, найти правильную линию поведения. Основная задача метода - научить ребенка давать оценку своему поведению, учитывать возможность других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности, деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для этого метода обязательно составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Технология деловой игру состоит из нескольких этапов:














1/2. Проблемное обучение.  
Технология проблемного обучение не нова: она получила распространение в 20-30-х годах. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи (1859-1952), основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирование, художественного выражения, исследовательский.
Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись в качестве источников познания: слово, произведения искусства, технические устройства, труд.
Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание проблемной ситуации учителем и активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, развитие мыслительных способностей.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Особенности методики.
Проблемные методы - это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической ситуации сугубо индивидуально. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Методические приемы создание проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на различные вопросы;
- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставит проблемные задачи, например, с недостаточными или избыточными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
- отбор самых актуальных, сущностных задач;
- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

1/3. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).
Шаталов Виктор Федорович - разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения, показав огромные резервы классно-урочного обучения.
Принципы технологии:
1. Многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочные основы действий
2. личностно-ориентировочный подход
3. ученье без принуждения
4. бесконфликтность учебной ситуации, гласность успеха каждого, открытие перспективы роста для каждого
5. соединение обучения и воспитания
Особенности содержания: Оформление учебного материала в виде опорных схем - конспектов: в которых отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними. Кроме того, в них дана классификация целей по уровню значимости (цветом, шрифтом). Работа с опорными конспектами имеет четкие этапы и сопровождается целым рядом приемов и методических решений:
Введение Самостоятельная
информации   -►      Проговаривание-►    работа дома
(объяснение)
Ориентировочная основа
-► I повторение   _   II повторение _     III повторение
фронтальное все виды вербального взаимоконтроль
воспроизведение опроса
1.гласность результатов, отсутствие двойки, снятие страха перед низкой оценкой.
Эта система по своему содержанию является дидактической, она дает эффективные воспитательные результаты:
- каждый приобщается к ежедневному трудовому напряжению, воспитывается трудолюбие, воля;
- возникает познавательная самостоятельность, уверенность в своих силах, способностях;
- формируется ответственность, честность, товарищество. Изучение теории в классе: обычное объяснение у доски, повторное объяснение по плакату - опорному конспекту, индивидуальная работа учащихся над своим конспектом, фронтальное закрепление по конспекту.
2. Самостоятельная работа дома: ОК + учебник + помощь родителей
3. Первое повторение - фронтальный контроль усвоения конспекта (воспроизведение конспекта по памяти, устное проговаривание опорного конспекта - необходимый этап внешнеречевой деятельности при усвоении)
4. Второе повторение - обобщение и систематизация знаний (зачетные вопросы, подготовленные заранее)
5. Взаимоконтроль - применяется сочетание постоянного внешнего контроля с самоконтролем и самооценкой, поэтапный контроль каждого, открытые перспективы для исправления, 

II. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые технологические варианты обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
1. как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
2. как «основная», определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей
3. как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера)
Акцент целей
- Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
- Подготовка личности «информационного общества»
- Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить
- Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
Концептуальные положения
- Обучение - это общение ребенка с компьютером
- Принцип аддитивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка
- Диалоговый характер обучения
- Управляемость: в любой момент времени возможна коррекция учителем процесса обучения
- Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект - субъект.
- Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
- Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером
- Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Особенности методики
Компьютерные средства обучения называют интерактивными, они обладают способностью «откликаться» на действия учителя и ученика, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Компьютер может быть использован на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации
- наглядное пособие
- индивидуальное информационное пространство
- тренажер
-средство диагностики и контроля
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки тестов, их хранение
- текстовый редактор
- графический редактор
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде)
- средство моделирования
Функции объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам
- создании программных продуктов
- применении различных информационных сред
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ
- компьютерных игр по сети
- компьютерного видео
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
• Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом
• Организация внутриклассовой активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутриклассовой сетью и т.д.
• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный контакт с ребенком. С помощью компьютера достигаются идеальные варианты индивидуального обучения, использующие визуальные и слуховые образы.
• Подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. В структуру содержания компьютерной технологии входят:
- знание основных понятий информатики и вычислительной техники
- знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники
- знание современных операционных систем и владение их основными командами
- владение хотя бы одним текстовым редактором
- первоначальное представление об алгоритмах.

III. Педагогические технологии на основе Дидактического усовершенствования и реконструирования материала.
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.
Термин «экология» подчеркивает ориентацию учебного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человеку в первую очередь -экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.
Термин диалектика подчеркивает ориентацию лицея на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.
Принципы
- гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов и гуманизация дисциплин.
- единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического образования
- осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами
- синергетика: объединение, согласование, использование многих инновационных теорий и технологий.
Особенности технологии: В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона. Важнейший метод - проблемный. Используется модель холистического обучения:
- гармоническое обучении, обращенное к ученику в целом
- восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (рисование абстрактных моделей - ток, звук), драматизация, визуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, творчество).
Позиция школьника:
- ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь
- сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне
- глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне
- ориентация на консенсус: признания за другими права иметь свою точку зрения
- от ученика не требуется запоминание всего.
Позиция учителя:
- не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

IV. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (Г.А.Альтшуллер)
Альтшуллер Генрих Саулович - изобретатель, писатель-фантаст, автор ТРИЗ -теория решения изобретательских задач.
Процесс поисковой, изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения. Основным понятием теории решения изобретательских задач является противоречие. При возникновении противоречия:
1. компромисс,    примирение    противоположных    требований,    предъявленных, например, к определенной конструкции
2. выдвижение качественно новой идеи или принципиально новой конструкции Альтшуллер Г.С. выделяет 40 типов принципов устранение технических
противоречий: дробления, вытеснения, местного качества, асимметрии, объединения, универсальности, «матрешки», антивеса, предварительного напряжения, предварительного исполнения, «заранее предложенной подушки», эквйпотенциальности, «наоборот», сфероидальности, динамичности, перехода в другое измерение, частичного или избыточного решения, использование механических колебаний, периодического действия, непрерывности полезного действия, проскока, «обратить вред в пользу», обратной связи, «посредника», самообслуживания, копирования, недолговечности взамен дорогой долговечности, замены механической схемы, изменение окраски, изменение физико-математических параметров, применение фазовых переходов, термическое расширение.
I этап: поиск II этап: целепологание,
Задачи, подготовка организация
содержание, _р. сбора-старта_^ сбор-старт  _р.  выборы совета_р.
обеспечение дела
III этап; мозговой штурм, прогнозирование и планирование
IV этап: реализация целей
план
подготовки
работа микро-->.  коллектива -
проверка готовности-
проведение дела
V этап: анализ, рефлексия
VI этап: последействие
подготовка
коллективного
анализа
сбор-«огонек» ->   (анализ)
реализация ->     решений
В методике имеет место как индивидуальные, так и коллективные приемы. К последним относятся: эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск.

Комментариев нет:

Отправить комментарий